Вельхи

Важнее жизни: Свобода.
И еще важнее жизни - Подвиг.

Про войну

Воевать вельхи умеют и любят. Для них это случай показать свою доблесть. Мечи, стрелы, копья - тут используют все. Вельхи традиционно издают воинственные вопли, кроме того, их яркая раскраска устрашает противника - ведь перед боем они раскрашивают себе лицо, а то и тело. Есть легендарный вопрос галирадского кнеса, заданный вельхинским старейшинам. Он спросил, кого они почитают и чего боятся. Ответили они вот что: «Почитаем мы небо, не боимся ничего, а тебя, кнес, уважаем, и поэтому с радостью будем драться с тобой».

О подвигах

Собственно, именно поиску истинного Подвига посвящена жизнь правильного вельха. Подвиги бывают очень разными, но они регламентированы. К примеру, на колеснице обогнать всех соперников - это, конечно, подвиг. Но не самый великий. Убить врага - тоже несомненный подвиг - но все же не высшей пробы. Высшими подвигами считается украсть у врага удачу. Есть у вельхов такое понятие - ку. Означает это «удар», хотя как таковым ударом не является. Ку - это прикосновение к врагу. «Если вы подскакали к противнику и коснулись его шестом или стрелой, это считается великим подвигом. Если вы смогли приблизиться к вражескому воину и дотронуться до него, после чего вам удалось ускакать и остаться в живых, это говорит о вашей храбрости. Вы действительно совершили нечто стоящее. Но если этот враг слишком силен и, дотронувшись до него, вам пришлось его прикончить, на вас смотрят с некоторым пренебрежением». Сделать «ку» на враге и остаться в живых действительно очень сложно. Например, вождь луговых вельхов Ниликс за свою жизнь с пятнадцати лет побывал в семидесяти военных походах, но первый свой подвиг «ку» совершил только в возрасте около сорока лет. Как правило это действительно сопряжено с огромной опасностью и множество великолепных бойцов заканчивали свою жизнь именно при попытке добыть «ку». Часто воин в одиночку под шквальным огнем мчался к сотне поджидавших его врагов, врывался в их ряды и ударял шестом или луком одного-двух, считая «ку», после чего разворачивал коня и, уворачиваясь от ударов мечей и копий, скакал прочь, осыпаемый вдогонку тучами стрел. Иногда ему удавалось выжить, иногда нет.
Тот, у кого «отняли удачу», считается слегка ущербным и должен во что бы то ни стало вернуть ее себе - с помощью того же «ку».

О праздниках

Для вельхов жизнь - это праздник. Они умеют устроить радость и веселье буквально из ничего - из удачной охоты (чтобы поблагодарить духов), из неудачной охоты (чтобы их задобрить), из свадьбы, из похорон, из первого снега или последнего журавля. Смерть для них тоже праздник - и никто с такой веселой удалью не бросается в бой, как вельхи. Умереть в бою - почетно, но, впрочем, и уцелеть - тоже неплохо. Вельхи - единственная народность, у которой на похоронах не скорбят, а веселятся и танцуют.
Вообще танцы у вельхов в почете таком же, как и военное дело. Умелый воин - всегда при этом искусный танцор. Недаром они и воюют - как пляшут.
На праздниках же устраивают мужчины поединки и состязания, подначивают друг друга, заводят, перебраниваются. А потом всю ночь то бегают вперегонки, то бревна метают - кто дальше, то проверяют крепость своих пальцев в народных «тыкалках». Девушки не отстают - и венком из ветвей украшается та, что победила всех своих соперниц в стрельбе из лука или в беге.
Празднеств у них много - это и таинственный Самхейн, когда нужно погасить все огни - и потом разжечь свечи и очаги от священного пламени друидов. Это и веселый Лугносад - праздник урожая, на котором важнее всего перепить и переесть соперников. Это и нарядный Бэльтайн - весенний праздник. Там Майская Королева - самая красивая девушка - выбирает себе майского короля. И они вместе танцуют (и не только!) под Майским деревом. Вельхи всегда найдут повод для праздника в любое время.

О женщинах

Женщины вельхов - в отличие от женщин других народов - воюют наравне с мужчинами, хотя всегда предпочитают легкий лук тяжелому мечу. Они куда более свободны в своих предпочтениях и могут отказать любому воину - даже если родители велели ей выйти за него замуж. Впрочем. Если брак освящен друидом в Священной роще - после этого женщина уже никогда и никуда не уходит от своего супруга. Только смерть может разлучить их.
Но уж в браке женщина не бессловесна: она может сама принимать решения и требовать от супруга их исполнения - все-таки главный человек в доме именно она.
У вельхинок есть и свои тайные праздники, на которые мужчины не допускаются. Никто толком не знает, что именно там происходит. Но то, что любопытным мужским глазам лучше не пялиться на это странное действо, знают все.
Только вельхинские женщины могут пуститься в путешествие даже если с ней нет мужчины - ловкие и сильные, они представляют угрозу для тех, кто рискнет напасть на них. Но все же таких воительниц не так много - обычно девушки вельхов резвы, непоседливы, но не более.
Если мужчина из иных народов берет замуж вельхинку, то чаще всего остается в ее племени и его принимают как своего - будь он венн, сольвенн или сегван.
Традиционное вельхинское угощение овсяные лепешки, поджаристые и сладкие. Размолотые овсяные зерна могут быть хорошим подспорьем в пути. А из напитков пьют вельхи вкуснейший эль. Особенно славится осенний, охлаждаемый в лесу - причем в бадью с элем должны с дивной избирательностью падать лесные жучки. Впрочем, весенний эль ненамного хуже - разве что больше кружит голову хмельной радостью.

О божествах

Предвечная богиня Дану - подательница жизни, покровительница смерти, хозяйка мира. Из ее плодоносного лона произошло все существующее и прежде существовавшее. Боги вельхов - ее дети, а сами вельхи - ее внуки и правнуки. Все знают о Дану, но нет ее алтарей, поскольку весь Мир - одно ее святилище. А всем на земле и в море заправляют особые божества.
Поклоняются вельхи Эпоне-лошаднице и Трехрогому - в образе огромного трехрогого оленя. Луг - бог ясного солнца - дарит им ясные дни и хороший урожай. А богиня Морриган незримо мчится на колеснице в любом бою, который ведется на земле.
Светлые и темные боги одинаково могущественны и им стоит приносить жертвы чтобы порадовать одних и задобрить других. Воины перед битвой приносят Морриган прядь своих волос - чтобы она помогла одержать им победу. А девушки в день свадьбы непременно оставляют для Луга свои ленты - чтобы он сделал их жизнь с мужем солнечной и ясной.
И всем известна привязанность вельхов к деревьям. Ведь это не просто растения - это связующее звено между верхним миром, или миром смертных, и нижним, подземным, то есть Потусторонним миром. Корни деревьев уходят глубоко в землю, а кроны вздымаются под самое небо. Деревья - это воплощением того самого Древа Жизни, которым является сама Дану.
Праздничными ночами в священную рощу приносят вельхи угощение для духов предков - чтобы и они тоже порадовались вместе с живыми. И приносят живительную влагу - для корней деревьев - чтобы напитались те силами и стали еще крепче и сильнее. Есть поверье, что пока поливают вельхи священную рощу родниковой водой - не исчезнут племена Дану в этом Мире.

О племенах

Селятся вельхи в разных местах - в лугах, в лесах, по рекам. Оттого и прозывают их либо Луговыми, либо Лесными, а то и Болотными.
Луговые вельхи ведут открытую жизнь - им нравится встречать у себя гостей и они особенно гостеприимны к путникам - непременно накормят, напоят, выспросят обо всех новостях. Лесные вельхи недоверчивее, но если гость пришел на праздник - это добрый знак.
У лесных вельхов есть также обычай, который луговым незнаком: перед боем, или перед Советом, или перед важным каким действием они садятся в круг и раскуривают странное устройство, в котором дымит зелье, собираемое в лесах. Эта «трубка» символизирует у них раздумье, связь неба и земли, сочетание мудрости и покоя с силой и могуществом.
Лесные вельхи болотных считают легкомысленными и несерьезными. Говорят. что если бы луговые в одиночку приглядывали за Священной Рощей, та уже засохла бы от небрежения. Луговые за это на лесных обижаются и говорят, что если бы Священную Рощу отдать на попечение этих упрямцев, вместо рощи уже было бы озеро - так настырно бы они ее поливали. Нередко между племенами случаются стычки - то последствия особенно удачной перебранки, то кража невесты, то кто-то назвал барда из другого племени «безголосым».
Однако до серьезных войн не доходит: племена все же помнят, что произошли от одного корня и вокруг слишком много врагов, которые захватили бы плодородные вельхинские земли.

О гейсах

Как и у сегванов, есть у вельхов такое понятие как гейс - сакральное ограничение, зарок, обет. Гейсы случаются сами по себе - если клянется человек, что не будет пить эля пока не поймает голыми руками лисицу или пока не захватит золотой чаши. А бывает, что гейс открывают друиды: они предупреждают воина, что ему отныне нельзя стоять в тени березы или пить кислого молока, или иметь связь с женщиной старше него - иначе не будет удачи и смерть придет к нему или его близким. Нельзя нарушить свой гейс - это знают все. Даже если этот зарок выглядит странно: не садиться в присутствии друида, к примеру. Или не плавать на запад:
Чем больше гейсов - тем больше уважения. Значит, удача крепко привязана к человеку, если он так ею дорожит, что готов пойти на ограничения.

О друидах

Каста друидов, несмотря на раздробленность народа вельхов, действует согласованно. Раз в год друиды собираются вместе для обсуждения злободневных проблем, которые касаются не только религиозной сферы. Собрание это обладает огромным авторитетом. К примеру, друиды своим решением могут остановить войну! Так что надо помнить о том особом почитании, которым окружены друиды. Ведь для своего племени они являются и жрецами, и врачевателями, и волхвами, и прорицателями, и богословами, и учеными, и историографами. В них сосредоточена вся полнота духовной силы и все человеческие знания; поэтому друиды всегда занимают почетное второе место после королей и вождей. Они освобождены от уплаты налогов и от участия в военных походах, что позволяет им всецело посвятить себя своему божественному служению. Их решения считаются окончательными, и те, кто не желают подчиниться им, подвергаются жестоким
гонениям и всеобщему бойкоту.
Однако друиды никогда не пользуются этим авторитетом ради своих корыстных целей, они стремятся не столько занять почетное положение среди соплеменников, сколько войти в касту избранных, прямых посредников между людьми и богом небес или богом- громовержцем.
У друидов репутация скверная - им приписывают человеческие жертвоприношения. Однако священнодействия друидов недруиды не видели, поэтому не исключено, что это - напраслина. Кровавый культ плохо согласуется и с характером вельхов, которые представляются очень светлым народом, и с характером их искусства, в котором нет ничего мрачного. Так что здравомыслящий человек согласится, что скорее всего друиды не совершают человеческих жертвоприношений, но весьма вероятно, мгновенно карают смертью тех, кто проник в их святилища, откуда и пошла их дурная репутация.

О бардах

Есть у вельхов еще такое сословие - барды. Их не так много - в каждом племени один, много - два барда. Они не были противниками друидов, но конкурентами, безусловно, ибо обладали авторитетом, сопоставимым с друидическим. Достаточно сказать, что бард настолько неприкосновенное лицо в этом мире, что при всей свирепости и воинственности вельхов барду достаточно встать между сражающимися, и те опускают оружие! Собственно, именно благодаря бардам внутренние стычки часто пресекались в самом начале

Об усыновлении

Усыновление и удочерение - явление у вельхов самое обычное. Начиная с семилетнего возраста дети часто воспитываются в доме друида или вождя чтобы получить подобающее воспитание и образование. Они изучают поэзию, лекарское искусство, навыки военного дела. Если бездетная пара берет к себе на воспитание ребенка, она считается его родней больше, чем те, кто его родили.

   
 
Hosted by uCoz